Включение теплообменника в систему смазки рядного двигателя повышенной мощности модификации 64Н 12/14 (СМД-31) осуществляется на полный поток (см. рисунок 1 лист 26).
Включение водяной полости теплообменника в систему охлаждения двигателя осуществляется частично поточно: на двигателях с рядным расположением цилиндров – параллельно водораспределительному каналу блок-картера. Перепуск необходимого количества воды в теплообменник достигается установкой специальных дроссельных шайб.
Преимущества водомасляных теплообменников двигателя СМД-31:
1. использование в качестве холодного теплоносителя воду и применение противотока даёт большой эффект; перегрев дизеля практически исключается;
2. быстрый прогрев двигателя при пуске особенно при минусовой температуре окружающей среды и поддержание стабильного теплового состояния по маслу при работе в различных климатических условиях и всех режимах способствует уменьшению расхода топлива за счёт снижения потерь на трение в подшипниках дизеля;
3. агрегат имеет относительно малые габариты и массу, т.к. располагается непосредственно на двигателе;
4. сердцевина теплообменника имеет хорошие теплогидравлические характеристики, проста в изготовлении, ремонтопригодна;
5. в процессе эксплуатации позволяют с малыми затратами проводить периодическую очистку масляной и водяной полостей;
6. снижается расход цветных металлов на 7-9 кг на каждый водомасляный теплообменник по сравнению с воздушно-масляным.
Предлагаемая в дипломном проекте модернизация смазочной системы дизеля СМД-31, устанавливаемого на тракторе ЛТ-157, экономически эффективна, т.к. использование ее потребителем позволяет получить годовую экономию 22 тыс.руб., чистый дисконтированный доход за весь срок службы составит почти 57 тыс.руб.
Капитальные вложения окупятся за 7 месяцев.